Привет!
Меня зовут Антон, иногда я пишу в этот блог.
Но чаще не пишу.

Номера телефонов — теория и практика

Сегодня в твиттере у меня с Максимом Шипачевым образовалась небольшая дискуссия по поводу того, как надо записывать телефонные номера. Но, поскольку формат и сама идея твиттера мало располагают к ведению подобного рода диалогов, выскажусь здесь.

Итак, Максим написал:
!!Писать перед номером сотового 8 или +7, в основном, глупо. Как же теперь изменить привычки окружающих?!!

Я сперва подумал, что речь идёт о хранении номеров в записной книжке сотового телефона.

По этому вопросу у меня четкая позиция: в телефон надо всегда записывать номера с «+7», а не с восьмеркой. Такой подход поможет вам за пределами России избежать неприятностей вроде неотправляемых СМС-сообщений и невозможности дозвониться по номерам, которые всегда работали. Ведь «+7» — это телефонный код России, а «8» используется только внутри России для того, чтобы звонить по межгороду. (Далее буду писать только про +7, подразумевая «восьмерку» на стационарных телефонах)

Тем не менее, оказалось, что Максим согласен с моим мнением о том, как надо хранить номера в записной книжке. А говорил он о написании «на бумажке, в рекламе, на сайтах». О том, как записывать номера на бумажке, размышлять, мне кажется, глупо. А вот по поводу необязательности написания кода страны в рекламе и на сайтах я не согласен.

В твиттере мы выяснили, что в конечном итоге всё упирается в целевую аудиторию объявления/сайта/рекламы. Если я, к примеру, продаю мёд на кемеровском форуме, то в своём объявлении мне не обязательно писать код города, а уж тем более код страны. Вроде как, логично, что большинство моих клиентов будет из Кемерова и им и так всё понятно.
Но при этом, если я сам нахожусь в Топках (40 км от Кемерова), то тогда просто необходимо написать код города. Иначе мне придётся ждать звонков до морковкина заговения.

Сам Максим, например, на своём сайте делает так:
no-seven.png
видимо, подразумевая, что все его клиенты находятся в России, но не все они проживают в Кемерове.

К сожалению, ни один человек не сможет дозвониться до компании «Деловой телеграф», набрав конкретно этот номер. При звонке из Кемерово нет нужды набирать код города, а при звонке из других городов или с сотового перед ним необходимо будет набрать эти пресловутые +7.

То же самое и с номерами сотовых — без «+7» в начале не дозвонишься ни по одному номеру.

В общем, моё мнение в данной ситуации ровно то же самое, что и в случае с записной книжкой: если нет 100% уверенности, откуда вам могут позвонить, лучше всего писать полный номер телефона — с кодом страны и кодом города. Ведь именно таким образом человек и будет набирать номер Ведь при наборе этого номера человек гарантированного дозвонится до вас.

В случае, если телефонов несколько, коды можно оставить только перед первым номером.

Кроме того, само наличие этой комбинации знаков «+7» стало уже своеобразным маркером того, что данный набор цифр — номер телефона. Так же, как и наличие «www.» стало признаком адреса сайта. Только вот без www в большинстве случае действительно можно обойтись, а без «+7» никак.

6 комментариев
Максим Шипачёв 2012

+ 7 — не маркер телефона. + 7 — маркер сотового телефона.
маркер телефона — контекст и разделение групп цифр пробелами или дефисами.

данных (3842) 58-90-64 достаточно для любого жителя нашей страны, чтобы дозвониться до нашей организации.
телефона без кода было бы недостаточно, восьмёрка перед кодом была бы избыточной (есть ещё и девятка, если звонящий за офисной АТС)

Антон 2012

Тут вопрос уходит уже больше в user experience. Я же написал, что конкретно по этому номеру не дозвониться — надо либо донабрать код страны, либо не набирать код города. То есть, ты скидываешь это решение на пользователя. Это то, за что многие так не любят виндоус — «Вы пытаетесь изменить файл, который закрыт для записи! Уберите галочку „только для чтения“, чтобы изменить файл», «Вы уверены, что хотите выйти из программы?» и т. п. Я пользователь — я не хочу ничего решать, я хочу просто отредактировать файл!

Понятно, что пользователь/клиент не дурак и сам в конечном счете разберётся, даже если написать телефон как «пятьдесят восемь — девяносто — шестьдесят четыре». Но как по мне, так хорошим тоном будет предоставить ему вариант, который наверняка сработает. А при просмотре сайта с браузера на сотовом телефоне, например, тот номер, что написан у тебя на сайте, не наберётся.

Конечно, все варианты предусмотреть вряд ли получится (например, у нас в фирме выход на «город» был через семерку, если я ничего не путаю). Но тот вариант, который предлагаешь ты, на практике не работает даже в тепличных условиях.

Максим Шипачёв 2012

Какой вариант не работает на практике?

Кстати Эгея прислала мне вот что (
Номера телефонов — теория и практика (Антон ответил)

Антон 2012

Набери на своём сотовом (или городском, не суть важно) 3842589064 и попробуй позвонить. Ты не дозвонишься (хотя сотовый определит номер, если он у тебя есть в записной книжке).

По поводу Эгеи, напишу Бирману, а то ведь код закрыт(

Максим Шипачёв 2012

Если я кемеровчанин, то наберу 589064. Если нет — (9)83842589064
запись (3842) 58-90-64 читается как:
«наш городской телефон пятьдесят восемь девяносто шестьдесят четыре, но если вы звоните не из города, чей код триста восемьдесят четыре два, то воспользуйтесь этим кодом, чтобы позвонить нам»
так на самом деле.

но ты думаешь, что посетитель должен видеть следующее:
«чтобы позвонить нам, наберите на своём телефоне последовательно следующие символы: +, 7, 3, 8, 4, 2, 5, 8, 9, 0, 6, 4» но посетителю такая команда нафиг не нужна.

К тому же я не уверен, что на стационарном телефоне, не говоря уже о дисковом, логично набирать «+». Таким образом ты в любом случае заставляешь посетителя принимать решение.

Антон 2012

Да, я когда писал пост тоже чувствовал себя неуютно из-за того, что на стационарном телефоне не наберёшь +7. Я, кстати, абсолютно не в курсе как с городского позвонить в другую страну — надо же сперва набрать восьмёрку? А потом что?

Вот это мне, как пользователю, и не нравится. Мне приходится запоминать какие-то правила и каждый раз набирая номер думать о том, надо ли их применять. Но, к сожалению, на стационарных телефонах всегда так было.

Непонятно, почему ты думаешь, что пользователю проще выполнить твою последовательность размышлений, а не мою. Ну или не проще, а нужнее.

Ну и всё-таки ещё раз скажу, что при просмотре сайта с мобильного телефона и при попытке выделить этот номер и набрать его (все мобильные позволяют такое сделать), мы получаем фейл.

Максим Шипачёв 2012

Причиной моих умозаключений явилось следующее:
сегодня я верстал газету «Работа в Кемерово», модули у нас вертикальноориентированные, а номер сотового телефона оставляют всё чаще.
он стоит внизу макета, как правило по всей ширине. Соответственно, чем номер короче, тем его можно сделать крупнее (что немаловажно)
я уже борюсь потихоньку с тем, что перед номерами у нас в макетах любят писать что-то вроде Т.: или даже Тел.:, что удлиняет номер
теперь вот придумал восьмёрку убирать тоже )

а в общем случае с тобой согласен, конечно :)

Аркон Елизаров 2012

Если номер мобильника — «+7 923 111 22 33». Если городской — «(+7 3842) 58-90-64». В скобках всегда набирается часть номера, необязательная для всех, поэтому у мобильных ничего в скобках не пишется. Дополнительно сообщать, что плюс семь — это восьмерка, нет необходимости.

Антон 2012

С одной стороны логика верная, с другой стороны, например в iOS автоматом добавляет скобки в набранный номер — +7 (923) 111 22 33. а ведь эппл считается одной из самых замороченных на ux компаний?!

Аркон Елизаров 2012

Я считаю, что так лучше не писать, потому что в этом нет никакого смысла. Для любого человека на свете цифры в скобках ничем не отличаются от остальных, потому что их всё равно нужно набирать, так зачем их выделять? Понятно, что тут это сделано для удобочитаемости, но во-первых, пробелы для этой цели ничем не хуже, а во-вторых, у человека, привыкшего к семизначным номерам — (495) 333-22-11 — это может вызвать путаницу в голове.

Я при написании номеров руководствуюсь такими соображениями:

Номер мобильника пишется с +7 и через пробелы: +7 923 333 22 11. Можно написать и +7 923 333-22-11, но я всегда пользуюсь первым вариантом, потому что он мне больше нравится. В скобках ничего не пишется, потому что мобильный номер всегда нужно набирать полностью. Через восьмерку мобильный я не пишу никогда.

Стационарный номер полностью пишется, как (+7 3842) 33-22-11 — в скобках указывается информация, которая нужна не всем. Кто-то пишет +7 (3842) 33-22-11, но мне этот вариант не по душе, потому что тем, кому не нужно 3842, не нужно и +7. Можно написать и 384-2, но четырехзначный код я бы разбивать не стал. А вот пятизначный — 384-51 — возможно, уже стоит разбить. Иногда пишут номер без +7 — просто (3842) 33-22-11, но я так никогда не пишу. В случае, когда код города писать нет необходимости, его можно не писать, хотя я встречал людей, которые отстаивают позицию, что код города нужно писать всегда.

Единственный случай, когда восьмерку стоит писать всегда — это в бесплатных номерах на 8-800. С +7, конечно, всё будет работать так же, но из-за того, что дикторы всегда произносят именно «восемь восемьсот», это словосочетание уже стало устоявшимся, и может возникнуть сомнение — +7 800 2000 600 и 8-800 2000 600 — это одно и то же или нет? А если я наберу +7, номер станет платным?
Встречаются варианты написания 8-800-2000-600, 8-800 2000 600 и 8 800 2000 600. Я всегда выбираю последний. В скобках, опять же, ничего не пишется, потому что все цифры нужно набирать.

Часто встречаю рассуждения о том, что нужно писать как-то так, а не иначе, чтобы сэкономить место в какой-нибудь колонке на сайте. Считаю, что руководствоваться такими аргументами для рассуждений о том, как правильно — категорически неверно. Нужно либо придумать другие аргументы, либо поправить колонку на сайте.

В случаях, когда пользователи сами вводят телефонные номера, нужно научить сайт их форматировать, однако простая разбивалка — не всегда верное решение: иногда телефонный номер делится не по правилам — например, 33-222-1 или 333-222, и стоит задуматься, как научить сайт разбивать номера так, как нужно человеку. Возможно, в таких случаях сайт должен прелагать варианты написания.